Захомутали
В мире хомутов > Захомутали
Захомутали
Д. Ерыгин
(За рулем, 2002 №1, 90-91, "Хомуты для патрубков (4 производителя)")
Хомуты системы охлаждения встретишь у всех отечественных (разве что у «Запорожца» их не было) и большинства импортных автомобилей. Зачем они нужны, объяснять, наверное, не нужно. Под капотом располагаются не только двигатель и радиатор, а еще и
хитросплетение разных шлангов и патрубков. Хомутами все это как раз и пристыковывают друг к другу.
Бывают они четырех видов: ленточные, проволочные, скобообразные (как на выпускной системе «жигулей») и червячные. Ленточные потихоньку начинают исчезать с автомобилей и на рынке их практически не найдешь. Скобообразные тоже отмирают, как не обеспечивающие должной герметичности соединения. Проволочные используются на некоторых иномарках, в первую очередь, «японках». На последнем варианте - червячных хомутах - мы решили остановиться.
При кажущемся большом выборе на прилавках рынков и магазинов нам попались изделия четырех фирм (см. фото). Купили по два образца каждого вида и горку патрубков, для которых они предназначены. Программа проверки состояла из осмотра с пристрастием и оценки хомутов и патрубков после затяжки предельным усилием.
Рвутся - не рвутся, режут - не режут. Итак...
Одно из преимуществ червячного хомута перед старыми ленточными удобство затяжки. С наиболее «правильными» из них можно работать крестовой и шлицевой отвертками, рожковым и накидным ключом («на 7» или «8») и даже соответствующей торцевой головкой. Если хомут не очень "правильный", торцевая головка, а также одна из отвёрток могут не подойти. Отвёртки - по причине несоответствующей прорези, головка - из-за слишком короткого червяка, когда надеть инструмент мешает сама лента хомута. Пользоваться головкой в последнем случае крайне неудобно - она попросту соскальзывает.
Каков результат? Самые удачные хомуты - "Норма" и их копия (см. фото 1, 2). У двух других, в том числе "родного" вазовского, будут неудобства при использовании торцевой головки. К "вазовцу" также не подойдёт шлицевая, а к его коллеге с Тайваня (фото 3) - крестовая отвёртки.
Идём дальше - проверим, сколь ласковы будут хомуты к патрубкам. Ведь и тем, и другим приходится трудиться в нелёгких условиях. Двигатель во время работы постоянно колеблется в моторном отсеке, а радиатор закреплён относительно кузова неподвижно. Из-за этого даже хорошие хомуты немного подрезают резину. Плохие же режут патрубки на порядок быстрее.
Проверка показала, что среди тестируемых и в этом нет единодушия. Зато есть закономерность. Способов "нарезать резьбу" на ленте - два. Или делать прорези, или насечки выдавливанием. Оказалось, последний вариант предпочтительнее. Два хомута с такой лентой ("Норма" и её копия) обошлись со шлангом куда бережнее.
Цена / 10 руб.
Размеры / 25-40 мм.
Инструмент - головка (ключ) "на 7", шлицевая или крестовая отвертка.
Понравился. При затяжке хомута до предельного момента происходит срез насечек с ленты. После снятия хомута на патрубке остается ровный след без надрезов резины.
Цена / 10 руб.
Размеры / 25-40 мм.
Инструмент - головка "на 7", шлицевая или крестовая отвертка.
Очень неплохо. При затяжке хомута до предельного момента происходит срез насечек с ленты. После снятия хомута на патрубке остается ровный след без надрезов. Очень хорошая копия NORMA. Единственное отличие от оригинала - цвет винта. Здесь он имеет желтоватое покрытие.
3. Изготовитель / неизвестен, Тайвань.
Цена / 8 руб.
Размеры / 32-51 мм.
Инструмент - головка "на 7" (неудобно), шлицевая отвертка.
Неплохо, но если затягивать очень туго, патрубки придется менять чаще. Головка червяка располагается близко к ленте. При затяжке хомута до предельного момента происходят смятие и надрыв ленты. После снятия хомута на патрубке остаются надрезы на резине.
4. Изготовитель / неизвестен, с конвейера ВАЗа.
Цена / 10 руб.
Размер / не указан.
Инструмент - головка "на 8" (неудобно), крестовая отвертка.
Жить будет, но очень уж неудобен - головка червяка расположена близко к ленте. При затяжке хомута до предела происходят смятие и срез ленты или даже надрыв. После удаления хомута на патрубке остаются порезы.
ЧТОБЫ НЕ ОПЛОШАТЬ
Автолюбители зачастую вспоминают о системе охлаждения только после появления пара из-под капота или (реже) при отказе отопителя салона. Если стал уменьшаться уровень "Тосола" в расширительном бачке, первое, что стоит посмотреть, насколько герметичны соединения патрубков системы охлаждения с радиатором или двигателем. Течи увеличиваются в холодное время года. Чтобы найти места потеков, утром сразу после пуска холодного двигателя осмотрите все соединения патрубков системы охлаждения. Некоторые антифризы в месте протечек оставляют следы.
На хомутах "Норма" при перетяжке срезается пара зубьев (на ленте), а вот "вазовский" или тайваньский могут порваться.
Вот что может сделать плохой хомут с патрубком за несколько лет.